Пржевальское

НЕЗАВИСИМЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОРУМ

Реклама мешает просмотру нашего форума? Тогда регистрируйтесь. Реклама только для гостей форума.

Казачий хутор "Слободской"

Поделиться
avatar
Дмитрич
Новичок
Новичок

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2013-03-05
Откуда : Хутор "Слободской"

Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Дмитрич в Вт 05 Мар 2013, 20:15

Добрый вечер! Разрешите предоставить краткую информацию о недавно учреждённом  казачьем хуторе «Слободской»

"Решением Смоленского областного союза казаков Западного казачьего округа Союза Казаков России от 15 июля 2012г за приказом №131 учреждён хутор «Слободской». Его зачинателями стала семья потомственных  Уральских казаков Колчина О.Д. и его сына Колчина М.О.
15 июля 2012г. казаки были приведены к присяге в храме Вознесения Господня п. Пржевальское казачьим полковником, начальником штаба Областного Союза Казаков С. Г. Меньшовым и протоиреем  о. Дмитрием       (Копейчиковым) в присутствии прихожан храма и казаков. В должность Атамана хутора приведён к присяге подхорунжий Колчин О.Д.
Состав хутора:
1. Колчин Олег Дмитриевич
2. Колчин Максим Олегович
3. Новиков Александр Владимирович

Атаман Смоленского областного союза казаков, казачий полковник В.Ковтун."
____________

Казаки хутора в своей деятельности руководствуются Уставом Смоленского отдельского казачьего общества Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско», утверждённого распоряжением губернатора Смоленской области, Указом Президента РФ и Конституции РФ.
Казаки в современной России – это носители православной культуры, хранители лучших традиций Русского народа: милосердия, справедливости, братской помощи и христианской любви. Мы патриоты, но упаси Боже, не националисты. Мы открыты для всех, кто разделяет наши убеждения, кто живёт не « по понятиям», а по совести! Будь ты буддист, иудей, мусульманин. Среди них тоже есть казаки. Казачество – это состояние духа!
Нас пока мало в хуторе (но в России более 700 000 человек ). Кто желает вступить в наши ряды мы готовы с вниманием и дружеской поддержкой выслушать тех, кто желает вступить в казачество. А если есть и потомственные казаки – так сам Бог велел!

Атаман хутора «Слободской» подхорунжий Колчин Олег Дмитриевич
______________

P.S. : 17 марта на День проводов русской зимы казаки будут бесплатно раздавать журналы «Русский дом» и детские игрушки. Приглашаем всех на Слободскую ярмарку!





Последний раз редактировалось: Дмитрич (Чт 07 Мар 2013, 15:11), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Admin
Администратор

Сообщения : 3883
Дата регистрации : 2013-02-15
Возраст : 4
Откуда : Край озёрный

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Admin в Ср 06 Мар 2013, 11:42

Уважаемый Олег Дмитриевич!
Выражаю Вам лично, а также личному составу Казачьего хутора «Слободской» искреннюю благодарность за то, что Вы откликнулись и приняли участие в форуме посёлка Пржевальское. Мы очень надеемся, что с Вашим участием и Вашим авторитетом форум принесёт жителям посёлка ещё больше доброго, полезного и хорошего.
_______________
P.S. Олег Дмитриевич, предлагаю тему Казачий хутор "Слободской» вынести в отдельный раздел форума. Прошу Вашего согласия.


_________________
Под лежачий камень вода не течёт!
avatar
Дмитрич
Новичок
Новичок

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2013-03-05
Откуда : Хутор "Слободской"

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Дмитрич в Ср 06 Мар 2013, 13:40

Спасибо! Я не возражаю. Но не люблю общаться с анонимами - давайте знакомиться. "Гюльчатай, открой личико)))" Very Happy Very Happy
Если есть вопросы и предложения звоните 8-900-221-09-73 С уважением
avatar
николай
Новичок
Новичок

Сообщения : 2
Дата регистрации : 2013-02-21

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор николай в Ср 06 Мар 2013, 18:34

Мое отнашения к казачеству не однозначное.В царской России понятно ,казачество оберегало и защишала царский трон.Но в наше время за что только не бралось "казачество"и только как мыльные пузыри. Question
avatar
Дмитрич
Новичок
Новичок

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2013-03-05
Откуда : Хутор "Слободской"

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Дмитрич в Ср 06 Мар 2013, 20:04

николай пишет:Мое отнашения к казачеству не однозначное.В царской России понятно ,казачество оберегало и защишала царский трон.Но в наше время за что только не бралось "казачество" и только как мыльные пузыри. Question
Уважаемый Николай! Что касается защиты царского трона - это не совсем так ( вспомни хотя бы восставших казаков Емельяна Пугачёва...ну да ладно)
Современное казачество - это в лучшем случае внуки, а то и правнуки тех казаков, которые по крупицам собирают своё историческое и культурное наследие, полностью утраченное за годы Советской власти. Лично я помню только рассказы о "том" казачестве со слов моей бабушки - казачки, чудом выжившей в те лихие годы. Так что не обессудь, что мы не скачем на конях и не машем шашками, не всё сразу!
avatar
Admin
Администратор

Сообщения : 3883
Дата регистрации : 2013-02-15
Возраст : 4
Откуда : Край озёрный

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Admin в Чт 07 Мар 2013, 14:29

Дмитрич пишет:Спасибо! Я не возражаю. Но не люблю общаться с анонимами - давайте знакомиться. "Гюльчатай, открой личико)))" Very Happy Very Happy
Если есть вопросы и предложения звоните 8-900-221-09-73 С уважением
Олег Дмитриевич, открыт раздел Казачий хутор "Слободской". Вы можете создавать свои темы. Пока останусь Администратором, вопрос анонимности скоро отпадёт сам собой.


_________________
Под лежачий камень вода не течёт!
avatar
Дмитрич
Новичок
Новичок

Сообщения : 6
Дата регистрации : 2013-03-05
Откуда : Хутор "Слободской"

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Дмитрич в Чт 07 Мар 2013, 15:13

Admin пишет:
Дмитрич пишет:Спасибо! Я не возражаю. Но не люблю общаться с анонимами - давайте знакомиться. "Гюльчатай, открой личико)))" Very Happy Very Happy
Если есть вопросы и предложения звоните 8-900-221-09-73 С уважением
Олег Дмитриевич, открыт раздел Казачий хутор "Слободской". Вы можете создавать свои темы. Пока останусь Администратором, вопрос анонимности скоро отпадёт сам собой.
Спасибо, понял. Будем работать и далее. Всего хорошего. С уважением.
avatar
Oberst
Ветеран форума
Ветеран форума

Сообщения : 1248
Дата регистрации : 2013-02-16

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Oberst в Пн 18 Мар 2013, 12:06

Олег Дмитриевич, в Государственную думу внесен законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка», который узаконит на федеральном уровне и народные дружины, и внештатных помощников полиции, и добровольное поисковое движение. Статус дружинников также получат и казачьи патрули.
Законопроект внесен на рассмотрение от имени группы единороссов, а значит, нет сомнений, что в ближайшее время закон будет принят.
Казачьи патрули, о которых много говорится в последнее время, получат статус народных дружин. В проекте закона говорится, что главу казачьей дружины будет назначать атаман после согласования с местными властями. А органам местного самоуправления дано право, стимулировать казачьи дружины разными способами. Также, что немаловажно, казачьим патрулям будет разрешено самостоятельно, без участия полиции осуществлять патрулирование и применять физическую силу. Законом также определяются солидные штрафы для лиц, применивших физическую силу против представителей патруля.
У меня вопрос. Как вы оцениваете данный законопроект, и есть ли перспективы участия слободских казаков в подержании общественного порядка в поселке?
avatar
MKol
Гость

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор MKol в Вт 19 Мар 2013, 09:44

Да, есть такая практика. Вот статья например:

Смоленским казакам предложили заняться воспитанием молодежи.
Казаки, будучи общественной организацией, помогают полиции в охране общественного порядка. Если к обычным полицейским народ по-прежнему относится с недоверием, то к казакам — с явной симпатией. Как рассказывают сами казаки, зачастую предотвращать мелкие правонарушения не составляет труда: смоляне не идут на конфликт с людьми в казачьей форме, встречают их одобрительными улыбками, нередко просят вместе сфотографироваться.
Но помощь казаков полиции не ограничивается охраной общественной безопасности во время праздников и массовых мероприятиях. Возможные варианты сотрудничества казачества и полиции обсудили на встрече с врио начальника УМВД по Смоленской области Евгением Куликовым.

Награждение благодарственным письмом
У казачества накоплен хороший исторический опыт патриотического воспитания молодежи. Так, один из казачьих атаманов рассказал, как был взят казаками на поруки оступившийся молодой человек. Сейчас он находится под следствием, но есть надежда, что конфликт закончиться примирением и уголовное дело будет прекращено. У парня начнется другая жизнь. Казачий опыт воспитания молодежи, воспитание таких ценностей, как семья, патриотизм, православие пригодится в работе с подростками из неблагополучных семей, поэтому Евгений Куликов предложил казакам поработать вместе с инспекторами ПДН, организовать лекции и встречи в смоленских школах.
Привлечь молодежь в казачьи ряды, отлучив их от улицы, помогут соревнования по стрельбе, организовать которые поможет полиция.
Привлекательными были бы и конные казачьи патрули на улицах города.
Казаки же, со своей стороны, сетовали на недостаточную помощь в организации работы по охране правопорядка со стороны местных властей. Для этой работы казачество, будучи общественной организацией, не располагает достаточной материальной базой. Но дело не только в деньгах.
- Нам полиция нужна, - отметил атаман Гагаринского хуторского казачьего общества Ю.В. Давыдов. – Решить некоторые вопросы без вмешательства полицейских нам нельзя, мы – общественная организация и не имеем какого-либо юридического статуса. Думаю, и мы нужны полиции. Подобные встречи нужно сделать регулярными, чтобы обсуждать и решать насущные проблемы и стараться вывести наше сотрудничество на более высокий уровень. Ведь мы можем быть полезны друг другу.
Подобные встречи полицейских с казаками решили сделать регулярными. А руководителей смоленских казачьих обществ наградили благодарственными письмами от Управления МВД по Смоленской области.

Справка

Сегодня в Смоленске и 9 районах области на базе 12 хуторских казачьих обществ создано Смоленское отдельческое казачье общество, объединившее 447 казаков. С начала года при участии казаков в Смоленске выявлено и раскрыто 5 преступлений и 18 административных правонарушений; в Вяземском районе раскрыто 2 преступления и выявлено 36 административных правонарушений. Вместе с представителями Смоленского отдельческого казачьего общества проведено 99 рейдов и иных мероприятий по охране общественного порядка и предупреждению правонарушений со стороны несовершеннолетних, в ходе которых выявлено 126 правонарушений, в том числе 28 нарушений, совершенных несовершеннолетними, и 5 - в отношении несовершеннолетних. http://www.vsmolenske.ru/events/e28022982/

Но дело в другом ещё. В Москве например, на Белорусском вокзале был инцидент - это подстава чистой воды ( было разбирательство на Атаманском правлении ) А у нас что касается в посёлке - мало нас. Но если будет нужно и народ посчитает это необходимым - примем участие. Но без полиции, по одиночке, это будет малоэффективно. Это моё мнение. Олег Дмитриевич ответит в ближайшее время
avatar
Oberst
Ветеран форума
Ветеран форума

Сообщения : 1248
Дата регистрации : 2013-02-16

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Oberst в Сб 23 Мар 2013, 21:01

Понятно. Это конечно вопрос будущего и дай Бог, чтобы он успешно решался. В этом я вижу только пользу. У меня есть еще несколько вопросов, они меня давно интересовали. Вот например по форме одежды. Существуют ли какие регламентирующие документы, как например в Вооруженных Силах. В армии все понятно, есть Устав и Приказ по правилам ношения военной формы.А форма одежды казаков каким - то документом определена? Вот например я посмотрел ролик, где на совещании в УВД Смоленска атаман находился в головном уборе в помещении за столом. Мне как человеку военному это сразу бросилось в глаза. Я полностью уверен в том, что это не знак бескультурья, и атаман естественно руководствовался какими-то установленными нормами. Но какими?
avatar
MKol
Гость

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор MKol в Пн 25 Мар 2013, 11:19

Oberst пишет:Понятно. Это конечно вопрос будущего и дай Бог, чтобы он успешно решался. В этом я вижу только пользу. У меня есть еще несколько вопросов, они меня давно интересовали. Вот например по форме одежды. Существуют ли какие регламентирующие документы, как например в Вооруженных Силах. В армии все понятно, есть Устав и Приказ по правилам ношения военной формы.А форма одежды казаков каким - то документом определена? Вот например я посмотрел ролик, где на совещании в УВД Смоленска атаман находился в головном уборе в помещении за столом. Мне как человеку военному это сразу бросилось в глаза. Я полностью уверен в том, что это не знак бескультурья, и атаман естественно руководствовался какими-то установленными нормами. Но какими?

Вот по теме выдержки из Устава:

Постановление Правительства РФ от 03.09.2001 N 648

О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой

Федеральное законодательство
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2001 г. N 308 "О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 "О форме одежды, знаках различия и чинах не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой;
перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой.
2. Установить, что не проходящим воинскую службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, разрешается ношение с парадной казачьей формой холодного клинкового оружия в порядке, установленном Правилами учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой.
3. Федеральным органам исполнительной власти привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Постановлением.


Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ


Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 сентября 2001 г. N 648


ПРАВИЛА УЧЕТА И НОШЕНИЯ ХОЛОДНОГО КЛИНКОВОГО ОРУЖИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ НОШЕНИЯ С КАЗАЧЬЕЙ ФОРМОЙ

1. В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и в целях осуществления контрольных функций органы внутренних дел Российской Федерации ведут учет предназначенного для ношения с казачьей формой холодного клинкового оружия, приобретенного в установленном порядке членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее именуются - казачьи общества), в соответствии с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
2. Не проходящие воинскую службу члены казачьих обществ, учащиеся выпускных классов и преподаватели казачьих кадетских корпусов и школ, высшие, главные, старшие, младшие и нижние чины казачьих обществ, состоящие в запасе или находящиеся в отставке (далее именуются - не проходящие воинскую службу члены казачьих обществ), имеющие право на ношение казачьей формы, носят холодное клинковое оружие с парадной казачьей формой при наличии разрешений на хранение и ношение такого оружия, выданных органами внутренних дел Российской Федерации.
3. Не проходящим воинскую службу членам казачьих обществ разрешается ношение с парадной казачьей формой принадлежащего им холодного клинкового оружия типов и моделей, сертифицированных в установленном порядке как гражданское оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой одежды:
а) при официальных встречах Президента Российской Федерации, руководителей высших органов государственной власти, Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации.
При встрече Президента Российской Федерации и руководителей высших органов исполнительной власти, отнесенных Федеральным законом "О государственной охране" к объектам государственной охраны, ношение холодного клинкового оружия разрешается по согласованию с федеральными органами государственной охраны;
б) при назначении в состав почетного караула, принятии казачьей присяги, подготовке и участии в парадах, торжественных церемониях, мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в дни государственных праздников Российской Федерации, а также в праздниках казачьих войск и при проведении строевых смотров;
в) по решению руководителя войскового или окружного (отдельского) казачьего общества, согласованному с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации.
4. Не проходящим воинскую службу членам казачьих обществ разрешается ношение с парадной казачьей формой холодного клинкового оружия, имеющего культурную ценность, его копий (реплик) во время их участия в историко-культурных мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными музеями, государственными или общественными культурно-просветительными организациями и объединениями, при условии соблюдения установленного Правительством Российской Федерации порядка проведения указанных мероприятий.
5. Не проходящие воинскую службу члены казачьих обществ носят казачью шашку на плечевой портупее шинели, мундира (кителя) или чекменя, кинжал - на узком поясном ремне спереди посередине чекменя поверх парадной казачьей формы, состоящей из следующих предметов:
а) для членов Всевеликого войска Донского, Волжского, Енисейского, Забайкальского, Иркутского, Оренбургского, Сибирского и Уссурийского войсковых казачьих обществ и окружных (отдельских) казачьих обществ, не входящих в казачье войско:
парадная летняя форма - фуражка, мундир (китель), брюки, сапоги (ботинки), шарф-пояс (кожаный ремень для нижних и младших чинов), портупея плечевая, перчатки парадные белого цвета;
парадная зимняя форма - папаха, шинель, башлык, мундир, брюки, сапоги (ботинки), шарф-пояс (кожаный ремень для нижних и младших чинов), портупея плечевая, перчатки парадные белого цвета;
б) для членов Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ:
парадная летняя форма - папаха, чекмень, бешмет, башлык, брюки, сапоги (ботинки), ремень поясной узкий, плечевая портупея, ножны на поясе, перчатки парадные белого цвета;
парадная зимняя форма - папаха, теплый чекмень и утепленный бешмет, башлык, брюки, сапоги (ботинки), ремень поясной узкий, плечевая портупея, ножны на поясе, перчатки парадные белого цвета.
6. Не проходящие воинскую службу члены казачьих обществ при ношении холодного клинкового оружия обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие личность, удостоверение казака (с указанием сведений об имеющемся у них оружии), а также выданное органами внутренних дел Российской Федерации разрешение на хранение и ношение холодного клинкового оружия.
7. Не проходящие воинскую службу члены казачьих обществ обязаны выполнять установленные правила безопасного обращения с оружием, требования Федерального закона "Об оружии" и нормативных правовых актов в части хранения, передачи и транспортирования гражданского оружия его владельцами.
8. Приобретение, хранение, передача, продажа, транспортирование и иной оборот холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с парадной казачьей формой, осуществляются с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот гражданского оружия.

_____________________________

ПРАВИЛА НОШЕНИЯ КАЗАЧЬЕЙ ФОРМЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ к распоряжению начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества от 15 октября 1998 г. № 23


РАЗДЕЛ I
Основные положения
Статья 1. Право ношения казачьей формы одежды предоставляется членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, воспитанникам казачьих кадетских корпусов и школ, учащимся казачьих лицеев и казачьих классов, а также высшим, главным, старшим, младшим и нижним чинам, состоящим в запасе или отставке с правом ношения казачьей формы одежды.

Статья 2. Казачья форма одежды носится строго в соответствии с настоящими Правилами. Предметы формы одежды должны отвечать установленным описаниям, быть тщательно подогнанными и содержаться в безупречном состоянии.

Статья 3. Казачья форма одежды устанавливается:

парадная;
повседневная;
полевая.
Каждая из этих форм подразделяется на летнюю и зимнюю.

Статья 4. Казачья форма одежды носится:

Высшими, главными, старшими, младшими и нижними чинами:

а) парадная:
при участии в парадах, на строевых смотрах, торжественных церемониях, при принятии казачьей присяги, при назначении в состав почетного караула, в дни государственных праздников Российской Федерации, годовых праздников казачьих войск;
для встречи: Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателей Палат Федерального Собрания, начальника Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества;
при освящении знамен и штандартов;
при получении наград;
при представлении непосредственным начальникам и начальнику Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества при назначении на должность и присвоении казачьих чинов;
при посещении храма;
при участии в официальных мероприятиях казачьего общества;
при погребении и возложении венков к памятникам и могилам;
в других случаях по решению соответствующих атаманов.
Членам казачьих общин войсковых казачьих обществ разрешается ношение только парадной формы одежды без погон в вышеперечисленных случаях:

б) повседневная при исполнении служебных обязанностей в правлениях казачьих обществ, на служебных совещаниях и в командировках.

в) полевая при исполнении обязанностей по несению государственной и иной службы и занятиях в учебных центрах.

Статья 5. Форма одежды для строевых смотров, построений и служебных совещаний объявляется лицами, проводящими эти мероприятия.

Форма одежды для несения патрульной службы, а также для казаков, осуществляющих контрольно-пропускную службу в зданиях правлений казачьих обществ, объявляется атаманами казачьих обществ.

Статья 6. Переход на летнюю или зимнюю форму одежды устанавливается приказами атаманов войсковых казачьих обществ.

Статья 7. При временном пребывании членов казачьих обществ в другом казачьем обществе, надлежит руководствоваться установленной в данном казачьем обществе формы одежды по сезону.

Статья 8. Члены казачьих обществ носят форму одежды по принадлежности к войсковому казачьему обществу и казачьему чину.

Статья 9. Воспитанники казачьих кадетских корпусов и школ, учащиеся казачьих лицеев и казачьих классов носят форму одежды по принадлежности к войску, к которому относится данное учебное заведение.

Статья 10. Члены казачьих обществ, привлекаемые на кратко­срочные курсы и учебные сборы носят ту форму одежды, в которой они прибыли на эти курсы, сборы.

Статья 11. Отменяется ношение предметов казачьей формы одежды, снаряжения, знаков различия и нагрудных знаков измененных или неустановленных образцов.

Запрещается:

ношение подворотничков других цветов, кроме белого цвета;
смешение предметов казачьей формы одежды с гражданской.
РАЗДЕЛ II
Казачья форма одежды
Статья 12. Парадная форма одежды для казачьих обществ, кроме Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ:

Летняя
Фуражка, мундир, брюки, сапоги (ботинки), шарф-пояс (кожаный ремень для нижних и младших чинов), казачья шашка на плечевой портупее, перчатки парадные белого цвета.
Зимняя
Папаха, шинель, башлык, мундир, брюки, сапоги (ботинки), шарф-пояс (кожаный ремень для нижних и младших чинов), казачья шашка на плечевой портупее на шинели, перчатки парадные белого цвета.
Статья 13. Парадная форма одежды для Кубанского и Терского войсковых казачьих обществ:

Летняя
Папаха, чекмень, бешмет, башлык, брюки, сапоги (ботинки), ремень поясной узкий, шашка на плечевой портупее, кинжал на поясе, перчатки парадные белого цвета
Зимняя
Папаха, теплый чекмень и утепленный бешмет, башлык, брюки, сапоги (ботинки), ремень поясной, шашка на плечевой портупее, кинжал на поясе, перчатки парадные белого цвета
Статья 16. Полевая форма одежды:

Летняя
Фуражка защитного цвета, куртка камуфляжная с накладными карманами (нагрудными напатронниками), брюки камуфлированные, сапоги (ботинки), ремень поясной со снаряжением – одним или двумя плечевыми ремнями и пасовыми ремнями.
Зимняя
Папаха, куртка камуфляжная утепленная с накладными карманами (нагрудными напатронниками), брюки утепленные камуфлированные, сапоги (ботинки), ремень поясной со снаряжением – одним или двумя плечевыми ремнями и пасовыми ремнями.
Примечание: расцветка камуфляжа определяется характерными цветами местности, на территории которой располагается войсковое казачье общество.

РАЗДЕЛ III
Ношение отдельных предметов казачьей формы одежды
Статья 17. Папаха с цветным верхом согласно таблице (приложение 1) надевается с небольшим наклоном в правую сторону, а нижний край папахи - на расстоянии 2-4 см над бровями. Верх папахи высших чинов обшит в виде перекрестия и вокруг широким галуном серебристого цвета. Верх папахи главных и старших чинов обшит в виде перекрестия узким галуном серебристого цвета, младших чинов -белой тесьмой.

Высшие, главные, старшие, младшие и нижние чины носят папаху с кокардой.

Парадная фуражка цветом согласно таблице (приложение 1) и повседневная фуражка надеваются с небольшим наклоном в правую сторону и носятся с кокардой.

Центр кокарды должен находиться над переносицей.

Снятый головной убор в строю держится в согнутой левой руке кокардой вперед. Вне строя - в левой, свободно опущенной руке: фуражка должна быть обращена кокардой вперед, а папаха кокардой в левую сторону.

Статья 18. Шинель двубортная при парадной форме одежды для строя должна быть застегнута на крючек и все пуговицы на правую сторону. При повседневной форме одежды разрешается носить шинель двубортную застегнутой на четыре нижние пуговицы с отвернутыми в виде лацканов бортами.

Шинель высших чинов имеет красные канты по воротнику, правому борту, карманам, обшлагам и красную подкладку.

Шинель однобортная - для нижних чинов и кадетов, застегивается на все пуговицы и крючки.

Расстояние от пола до низа шинели для высших, главных, старших, младших и нижних чинов - 38 см. Для воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов - 40 см.

Шинель носится с погонами и петлицами установленного образца по принадлежности к войску.

Статья 19. Бекеша застегивается на крючки на правую сторону и носится с погонами при повседневной форме одежды.

Статья 20. Башлык суконный, защитного цвета накидывается на спину шинели или бекеши, концы пропускаются под погоны и скрещиваются на груди, затягиваясь поясным ремнем или шарфом-поясом. Башлык носится зимой в ненастную погоду.

В конном строю концы башлыка могут закидываться за спину.

Башлык суконный, красного или светло-синего цвета носится на тесьме, свободно закинутым на спину чекменя (летом), с концами пропущенными под погоны и закинутым за спину (зимой).

Статья 21. Мундир парадный, со стоячим закругленным воротником и обшлагами мыском, обшитыми кантом цвета по принадлежности к войску, застегивается на все крючки и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1-2 мм над воротником.

Мундир высших чинов имеет дополнительно по борту кант цвета по принадлежности к войску и красную подкладку.

Статья 22. Брюки прямого покроя (шаровары) с однорядным лампасом шириной 50 мм (для Терского и Кубанского казачьих войск с кантом шириной 10 мм) цвета по принадлежности к войску, для высших чинов с красным кантом шириной 2 мм, по обе стороны канта на удалении 5 мм нашиваются лампасы шириной 20 мм красного цвета, заправляются в сапоги. При повседневной форме одежды могут носиться на выпуск с ботинками.

Статья 23. Чекмень парадный застегивается на крючки. У высших чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг и сверху напатронника узким, под напатронником широким галуном серебристого цвета, имеет красную подкладку.

У главных чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг напатронника узким галуном, сверху напатронника узким галуном в два ряда.

У старших чинов по борту до низа обшит узким галуном серебристого цвета, вокруг напатронника узким галуном, сверху напатронника узким галуном в один ряд.

У младших чинов по борту до талии и сверху напатронника обшит узкой белой тесьмой в один ряд.

У нижних чинов по борту до талии и сверху напатронника обшит тесьмой, цветом по принадлежности к войску.

В жаркую погоду разрешается по указанию атамана отворачивать рукава чекменя.

Статья 24. Бешмет парадный красного или светло-синего цвета застегивается на все крючки (пуговицы) и надевается под чекмень.

У высших чинов по воротнику обшит широким галуном серебристого цвета, по бортам до талии узким галуном, у главных чинов - узким галуном серебристого цвета в верху и в низу воротника и по бортам до талии, у старших чинов узким галуном серебристого цвета в верху воротника и по бортам до талии, у младших чинов белой тесьмой.

Бешмет защитный (черный) застегивается на все крючки (потайные пуговицы) и носится без чекменя с погонами при повседневной форме одежды.

Статья 25. Китель закрытый застегивается на крючки и 5 пуговиц на правую сторону и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на .1-2 мм над воротником.

У высших чинов по воротнику, бортам, обшлагам, клапанам карманов обшивается кантом цвета по принадлежности к войску.

Статья 26. Рубашка-гимнастерка, застегивается на все пуговицы и носится с подворотничком белого цвета, верхний край которого должен выступать на 1-2 мм над воротником, подпоясывается ремнем.

Статья 27. Куртка камуфляжная полевая (летняя и зимняя) застегивается на крючок и все пуговицы и носится с брюками защитного (камуфлированного) цвета, заправленными в сапоги. Разрешается носить куртку с брюками утепленными (хлопчатобумажными) в сапоги или с брюками хлопчатобумажными прямого покроя с ботинками.

Разрешается носить по указанию атамана куртку без снаряжения (ремня поясного) с ботинками с высокими берцами.

Статья 28. Шинели, куртки, бекеши, кителя, мундиры, чекмени, бешметы, рубашки-гимнастерки и брюки должны быть установленных образцов, чистыми и отутюженными.

Брюки должны иметь продольные заглаженные складки. На остальных предметах заглаживать складки не разрешается.

Клапаны карманов шинели, мундира, кителя и куртки должны быть выпущены наружу, знаки различия - правильно и опрятно пришиты (прикреплены).

Статья 29. Сапоги хромовые (юфтевые) черного цвета носятся с брюками (шароварами). Ботинки хромовые (юфтевые) черного цветаносятся с брюками (шароварами) и носками черного (темно-синего) цвета.

Статья 30. При ношении форменной одежды обувь должна быть в исправном состоянии и всегда вычищена, ботинки должны быть аккуратно зашнурованы, ушки сапог заправлены в голенища.

Носить обувь с поврежденным верхом или изношенными каблуками, сапоги с опушенными или завернутыми голенищами не разрешается.

Статья 31. Перчатки белые носятся при парадной форме одежды. При других формах одежды ношение перчаток не обязательно.

При отдании чести перчатки не снимаются.

Разрешается носить при парадной, повседневной и полевой форме одежды перчатки коричневого (черного) цвета.

Статья 32. Шарф-пояс парадный на мундирах - должен находиться на талии. При ношении шарфа-пояса на шинели он должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади закладываться за хлястик. Поперечный перехват пояса должен находиться спереди посредине.

Ремень поясной со снаряжением надевается поверх кителя, шинели, полевой куртки и гимнастерки.

На шинелях поясной ремень снаряжения должен опираться на нижний ряд пуговиц, а сзади - закладываться за хлястик.

Пряжка поясного ремня должна находиться посредине, а плечевой ремень (плечевые ремни) проходить под правым (правым и левым) погоном (погонами) на расстоянии 6 см от его нижнего края.

Статья 33. Казачья шашка носится на плечевой портупее поверх шинели или мундира на левом боку.

Кинжал (для членов Терского и Кубанского войсковых казачьих обществ) носится на чекмене на узком поясном ремне, спереди по­средине.

РАЗДЕЛ IV
Ношение погон, петлиц и нарукавных знаков
Статья 34. Погоны подразделяются по предназначению на погоны галунные (серебристого цвета) и суконные защитного цвета или цвета по принадлежности к войску (для нижних чинов), а по способу крепления - на нашивные и съемные.

Статья 35. Погоны галунные, с просветами и кантами цветом согласно таблице (приложение 2) носятся на парадной форме одежды и по разрешению войскового атамана на повседневной форме одежды.

Погоны суконные защитного цвета носятся на повседневной и полевой форме одежды.

Погоны суконные цвета по принадлежности к войску согласно таблице (приложение 2) носятся на парадной и повседневной форме одежды.

Статья 36. Нашивные погоны носятся на шинелях, бекешах, кителях, мундирах и чекменях высших чинов на парадной и повседневной формах одежды, для остальных чинов на полевой форме одежды.

Съемные погоны носятся на шинелях, бекешах, кителях, мундирах, чекменях и рубашках- гимнастерках главными, старшими, младшими и нижними чинами на парадной и повседневной формах одежды, а также высшими чинами на рубашках-гимнастерках и полевой форме одежды.

Статья 37. На погонах высших, главных, старших, младших и нижних чинов соответственно казачьему чину (см. таблицу 1) размешаются звездочки золотистого цвета (для парадного и повседневного обмундирования) и защитного цвета (для полевого обмундирования).

Таблица 1
Казачий чин Количество звездочек Расстояние от нижнего края погона до центра первой звездочки мм Расстояние между центрами звездочек вдоль погона, мм
Казачий генерал 2 30 нет
Казачий полковник нет нет нет
Войсковой старшина 3 30 25
Есаул нет нет нет
Подъесаул 4 30 25
Сотник 3 30 25
Хорунжий 2 30 нет
Подхорунжий 1 45 нет
Старший вахмистр 3 30 25
Вахмистр 2 45 25
Статья 38. На погонах младших вахмистров, старших урядников, урядников, младших урядников и приказных соответственно казачьему чину (см. таблицу 2) размешаются нашивки серебристого (белого) цвета для парадного и повседневного обмундирования), защитного цвета (на нашивных погонах полевого обмундирования).

Таблица 2
Казачий чин Количество нашивок Ширина нашивки, мм
Младший вахмистр Одна продольная 30
Старший урядник Одна поперечная 30
Урядник Три поперечные 10
Младший урядник Две поперечные 10
Приказный Одна поперечная 10
Статья 39. Размещение нашивок на погонах:

продольная нашивка на погонах младших вахмистров
посередине погона по всей его длине;
на погонах старших урядников, урядников, младших урядников и приказных поперечные нашивки размешаются на расстоянии 90 мм от нижнего края погона до нижнего края поперечной нашивки, последующие нашивки размешаются выше первой с промежутками 2мм.
на погонах воспитанников казачьих кадетских корпусов и школ, учащихся казачьих лицеев и казачьих классов на расстоянии 20 мм от нижнего края погона размешаются присвоенные им буквенные обозначения белого цвета.
Статья 40. В войсковых казачьих обществах петлицы носятся:

на шинелях высших, главных, старших, младших и нижних чинов - цветом по принадлежности к войску.
Петлицы размещаются нижней стороной по краю воротника, боковой стороной параллельно отлету воротника на расстоянии 20 мм от отлета воротника. На продольно осевой линии петлицы на расстоянии от нижнего края 100 мм размешается пуговица серебристого цвета. От середины верхнего края петлицы до верхнего края пуговицы - 10 мм.

Статья 41. Нарукавные знаки по принадлежности к войсковым казачьим обществам нашиваются на внешней стороне правого рукава шинели, бекеши, куртки, кителя, гимнастёрки (защитного бешмета) на расстоянии 12 см от верхней точки рукава.

РАЗДЕЛ V
Ношение орденов и медалей СССР, России, наградных и нагрудных знаков войсковых казачьих обществ, орденских лент и лент медалей на планках, других знаков отличия на казачьей форме одежды
Статья 42. Ношение орденов и медалей СССР, России, наградных и нагрудных знаков войсковых казачьих обществ на мундирах и чекменях или орденских лент и лент медалей на планках на казачьей форме одежды (кителях и гимнастерках) является обязательным.

Статья 43. При повседневной форме одежды вместо орденов и медалей носятся орденские ленты, ленты медалей на планках.

При полевой форме одежды орденские ленты, ленты медалей на планках и нагрудные знаки не носятся.

Статья 44. Ордена, носимые на колодочках, размещаются на левой стороне груди, а ордена носимые без колодочек - на правой стороне груди. Все медали носятся на левой стороне груди, кроме медалей "За отличие в воинской службе" I и II степени, которые носятся на правой стороне груди.

Наградные знаки войсковых казачьих обществ размещаются после государственных наград.

Статья 45. Ордена и медали располагаются горизонтально вряд с права на лево. Ордена и медали, не умещающиеся в один ряд, переносятся во второй и последующие ряды, располагаемые ниже первого, и размещаются в них также с права на лево.

Ордена и медали располагаются так, чтобы верхний край колодочек был на уровне первого крючка мундира или на 70 мм выше напатронника.

Статья 46. Нагрудные знаки размещаются на правой стороне груди слева на право горизонтально в ряд: при ношении орденов и медалей - на 10-15 мм ниже их, а при отсутствии орденов и медалей - на их месте.

Войсковые нагрудные знаки размещаются на левой стороне груди при ношении орденов и медалей на 10-15 мм ниже их, а при отсутствии орденов и медалей - на их месте.
__________________-
avatar
Oberst
Ветеран форума
Ветеран форума

Сообщения : 1248
Дата регистрации : 2013-02-16

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Oberst в Ср 27 Мар 2013, 10:59

Спасибо, по форме одежды все предельно понятно.
Нашел про традиции:
Шапка—не всякая, специального образца. Первоначально “Клобук со флыком”, папаха, а затем фуражка—знак обладания казаком юридическим полноправием. В XIX веке функции “Клобука” перешли сначала к сиверу, а затем к фуражке. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На Кругу казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости не казаки должны были присутствовать с непокрытыми головами, равно как и неимеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Это, что касается головного убора находясь в помещении. Если на Кругу казак обязан быть при надетом головном уборе, то совещание в УМВД наверное можно расценить как Круг?http://www.vsmolenske.ru/events/e28022982/ Но тогда при выступлении атаман опять же не снял головной убор. Казалось бы мелочь, но этому должно быть какое-то объяснение.Может быть еще что есть в традиции, которые мы не знаем?
avatar
MKol
Гость

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор MKol в Ср 27 Мар 2013, 14:07

По этому вопросу - пару выдержек.
___________________________________________
Казаки. Головные уборы. Прически. Украшения

Казачий чуб — такая же традиция, как лампасы и папаха. По одной легенде, сбитая на ухо шапка как раз и прикрывала его отсутствие, а чуб — часть выбритой наполовину головы, как брили каторжных. Но эта версия оттуда, из легенды о «беглом» происхождении казачества. На самом деле часть савиров (севрюков) носили чубы даже во времена гуннов. Так они запечатлены на старинных фресках.

Такой же древностью овеян и запорожский оселедец, вероятно заимствованный тюрками и славянами у готов, для которых он означал посвящение богу Одину. Хохол (хох-оол) у алтайцев и сейчас переводится как «сын неба». Интересно, что у персов (иранцев) слово «казак» и переводится как «хохолок». Так что прическа, особенно в прошлом, — явление мистическое, сакральное. Донские казаки так объясняют чуб с левой стороны фуражки: справа ангел стоит — там порядок, а слева черт крутит — вот казак и выходит!

По  традиции, в России  усы были неотъемлемой частью военной формы. Кстати, в Отечественную войну усы носили гвардейцы. Восходит это к арийцам, у которых усы носили «кшатрии» — воины, и они символизировали крылья.

Казаки-старообрядцы бороды не брили, и особой «привилегией», дарованной Петром I, было разрешение казакам носить бороду. Фасон бороды определялся способом бритья — концом шашки, подвешенной за темляк, выбривались три плоскости: щеки и шея. Казаки не носили обручальных колец, и борода говорила о том, что казак женат.

Казаки-старообрядцы не носили чубов, стриглись «в скобку» — так, чтобы лицо было обрамлено прической, как скобой, или «под горшок», «под арбузну корку», когда волосы подстригаются в кружок — ровно спереди и сзади.

Шапка — продолжение головы. У казаков папаха или фуражка играла огромную роль в обычаях и символике. Папаха с цветным верхом или казачья фуражка с околышем символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На кругу казаки находились в шапках. Собственно, ими голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец нахлобучивал ее обратно — значит, говоривший лишался слова.

Шапку кидали во двор «хваленке», предупреждая, что придут свататься. Папаху или фуражку привозили с войны и клали на божницу, если казак погибал. В такой дом никто не мог войти без приглашения старшей в доме вдовы. Сбитая с головы шапка, равно как и сорванный с женщины платок, были смертельным оскорблением, за которым следовала кровавая расплата.

При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде со словами: «Прости, товарищ, не гневайся. Не грехом смертным, но честию беру твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту. Да будет тебе земля пухом, а душе райский покой».

В шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. Обычай нашивать на фуражки и папахи награды — бляшки с надписью, за что награжден полк, еще больше увеличил духовную ценность головного убора.

За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было — потерять папаху казак мог только с головой.

Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет, кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо видел, кого следует в бою поберечь.

Казаки традиционно следили за собственной внешностью. Исходило это прежде всего из уставных требований об опрятности. Так, строевого казака старший по званию мог прямо на улице заставить разуться и показать чистоту ног или нижнего белья — от этого в боевой обстановке, в походе, где любая болезнь разносится мгновенно, как пожар, часто зависела жизнь целого подразделения. Однако были и другие причины. Казак постоянно был на людях. В отличие от солдат, которые месяцами не выходили из расположения части, казакам часто приходилось куда-то скакать с поручениями, почтой, переезжать с место на место. Даже на службу они отправлялись особым образом. Собранный в станице полк получал приказ к определенному сроку быть, скажем, в Москве или в Петербурге, рассыпался на звенья по три-пять человек и добирался до назначенного места самостоятельно. При этом шли разными дорогами, чтобы не отягощать постоем крестьян, у которых останавливались ночевать и за чей счет кормились. Вот эта особенность службы заставляла казаков уметь быть желанными гостями. Казак просто обязан был быть обаятельным, веселым, приветливым и остроумным. И так было на самом деле — казаков ждали, потому что с ними в крестьянских избах поселялось веселье. Бывалые, остроумные, веселые люди всегда были разговорчивы, добродушны, могли попеть и поплясать. Не случайно за казаками бежали ребятишки, провожая их далеко за околицу.

Но и этому следовало учиться. Такой школой была традиционная казачья «беседа». Молодые казаки покупали в складчину вино. Для беседы выбирался гулебный атаман, кошевой… Все происходило, как на кругу, только это был шутливый, веселый круг, где казаки и пели, и плясали, и обменивались шутками.

Происходило это обязательно далеко от дома, в степи, чтобы никто не видел подгулявших казаков. В соответствии с казачьей моралью казак мог пить сколько угодно, но не имел права напиваться допьяна. Особой приметой беседы была серебряная чарка — пили из нее по кругу, а вино черпали из ведра. Чарка сохранялась от беседы к беседе у кошевого, для которого большим преступлением было чарку потерять. Особенностью казачьих бесед было то, что «гулеванили по годам». Старик никогда бы не пошел на беседу с младшими по возрасту. Старики собирали беседы где-нибудь в саду, там откапывался бочонок вишневки, там, сидя на коврах, старики пели и разговаривали до утра. Избранным молодым разрешалось бывать на стариковских беседах, что считалось большой честью. Собирались на беседы и женщины, как правило, вдовы старших возрастов. Но такие беседы проходили обычно за закрытыми ставнями. Появление на них замужней женщины не поощрялось, а если вдруг в веселом кругу оказывалась девушка, то крутая отцовская разборка ждала всех домашних, перепадало и теткам, и крестной… В казачьих винодельческих краях культура застолий была очень высока. Это   выражалось, в частности, в том, что пьяниц не было,  всякий захмелевший казак был презираем, потому отсыпался в степи и потом задами,  стараясь никого   не   встретить,   добирался домой, чтобы никто не видел его «неисправным».
_________________

О головных уборах казаков
Головные уборы — совершенно особая часть любого народного костюма. И у казаков шапка и фуражка овеяны таким количеством легенд, исторических преданий и примет, так слились с судьбою казака, что даже три четверти века геноцида рассказачивания, ссылок, истребивших весь казачий уклад, приведшие к запустению земли, к забвению — обычаи, не смогли уничтожить казачью папаху и фуражку. Фуражка была, есть и будет предметом почитания, поклонения и гордости казака. Петр I был поражен одним казачьим представлением, которое недоброхоты казачества превратили в анекдот, в результате которого нам, якобы, был «милостиво» пожалован герб — голый пьяница на бочке с шашкой в руках и шапкой на голове. Дескать, казак может пропить все кроме кисета, шапки и шашки. Действительно, в царских кабаках запрещалось брать в залог шашку, шапку и нательный крест. Но происходило это по иным, гораздо более древним и серьезным причинам. Средневековье — время символов, и эти три детали: крест, шапка и шашка (или еще раньше сабля) составляли символы особые и потому неприкосновенные. Нательный крест — символ того, что его обладатель — христианин. Казаки, поступая на службу в советскую армию, не имели права носить крест на груди, и поэтому чтобы не остаться без креста, они раскаливали его докрасна и прикладывали к гружди. Кто это видел, как раскаленная медь прожигает шипящую кожу до кости, лишался дара речи. Солдату были готовы приписать «психическую статью», поскольку представить, что в «эпоху развернутого строительства коммунизма» может сохраняться иное мировоззрение было трудно. Казаки-солдаты делали это не для того, чтобы показать свою терпеливость или противопоставить себя начальству. В их староверческом мировоззрении было точное, не подвергаемое сомнению клише: снявший крест — обречен. Если хотите, они делали это из страха. Только не надо путать этот страх с трусостью. Это высочайший страх — страх Божий — страх потерять душу, а говоря языком современным, страх перестать быть человеком и личностью. Второй важнейший символ казачества — шапка, потому что отдать ее казак мог только с головою. По всей Руси обширной смертельным оскорблением для замужней женщины было «опростоволосить» ее — сорвать головной платок. Помните, именно за это преступление купец Калашников убил опричника Кирибеевича. При наказании плетьми, палач прежде всего срывал с преступницы платок. Большим позором было замужней женщине показаться не только перед гостями, но даже перед собственным мужем без повойника. Для мужчины, для казака таким смертельным оскорблением была сбитая или сорванная с головы шапка. Это отношение к шапке, к папахе до сих пор осталось таким на Кавказе среди казаков и горских народов. Сбитая с головы шапка была вызовом на поединок. Брошенная «о земь» означала, что в предстоящем споре он ставит в заклад свою голову, «отвечает головою», то есть цена проигрыша — жизнь. Единственно на казачьем кругу Есаулец мог напомнить, что положено перед Кругом держать речь, обнажив голову. Он же мог вырвать шапку из рук выступающего и нахлобучить ее на голову, что означало: говорящий лишается слова. Шапки снимали в церкви все без исключения. Даже полицейский, влетев в церковь в погоне за вором, должен был снять шапку. Так что же символизировала шапка, что означала она? В первую очередь, принадлежность его к казачеству. Кстати, это назначение фуражки или папахи сохраняется и сегодня. Лампасы не носили последние лет тридцать-сорок, а фуражки, неизвестно где шитые, существовали всегда. Шапка играла очень большую роль и в гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических прав главы рода, главы семьи. У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек в прихожей можно было судить, сколько казаков живет в этом доме, сколько объединено в семью. Фуражки или папахи без кокард формально принадлежали казакам нестроевых возрастов. Но этот обычай почти никогда не соблюдался, может, потому, что казачата хотели казаться старше, а старики — моложе! Проверить догадку о числе мужчин в доме можно было, войдя в горницу, где на ковре висели шашки — символ казачьего совершеннолетия, полноправия и наличия земельного надела. Фуражку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из переметной сумы простреленную или изрубленную фуражку и молча проходил мимо остолбеневших от горя родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи препоручается Богу и христианам. В поминальные дни и в Родительскую субботу перед фуражкой ставили стопку вина и прикрывали куском хлеба. Утром хлеб скрашивали воробьям, а вино выплескивалось в огонь очага или выливалось в реку с поминальной молитвой. Когда хозяина не было дома, старик или атаман, войдя в горницу и перекрестившись, усаживались без приглашения, говоря хозяйке: «Сбегай-ка, покличь свово…». В доме вдовы, где под иконой лежала фуражка, ни старик, ни атаман не смели без разрешения переступить порог горницы, говорили тихо и обращались к вдове либо по имени и отчеству, либо ласково: Катенька, Егоровна-голубушка… Если женщина вторично выходила замуж, то ее новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал. Тайком, в одиночку, нес фуражку к реке и опускал ее в воду со словами: «Прости, товарищ, но не гневайся, не грехом смертным, но честию взял я твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту… Да будет земля тебе пухом, а душе — райский покой…» Но вообще папаха была предметом поклонения не случайно. На старинную шапку частенько нашивали образок или за подкладку зашивали какую-нибудь священную реликвию, поэтому в степи, на войне, в походе казак ставил на какую-нибудь возвышенность, на холмик или на воткнутую в землю шашку, шапку и молился на сияющий на ее челе образок. После раскола, происшедшего в России (следует помнить, что очень многие казаки были староверы, то есть никоновских реформ не признали), появилась традиция зашивать староверческие образки в шапку, под кокарду или над нею. В советской армии солдаты-казаки тайком зашивали иконки (часто бумажные, купленные в ближайшей церкви) в шапку или фуражку. При этом они могли быть и неверующими, но традиция сохранялась. Принятый в русской армии закон о нашивании на шапку наград за массовый героизм еще более увеличил ценность головного убора. Так можно было почти на всех казачьих шапках увидеть латунные значки «За храбрость», «За Шипку» и т. д.
Атаман носил особую высокую шапку, которая ему не принадлежала, как и кафтан особого покроя из дорогого материала. Шапка была знаком его атаманства и принадлежала казачьему обществу. Обычаи, говорящие о высокой роли шапки в гражданской жизни казачества, сохранились до сих пор. При выборах атамана, каждый кандидат или каждый выступающий, выходя в круг, снимает шапку. Если кандидатов несколько, то все они при выдвижении сидят без шапок. Вообще-то, обычай обнажать голову означает покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение воле другого (того, кто в шапке). Все остальные казаки круга сидели в головных уборах. Но как только атаман был выбран, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки без исключения снимали головные уборы. С этой минуты признавалась воля атамана над их головами.
avatar
Oberst
Ветеран форума
Ветеран форума

Сообщения : 1248
Дата регистрации : 2013-02-16

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Oberst в Чт 28 Мар 2013, 17:42

Спасибо за информацию. Казачьи обычаи да в российские бы законы...
avatar
Подъесаул
Продвинутый
Продвинутый

Сообщения : 63
Дата регистрации : 2015-01-06
Возраст : 52
Откуда : Смоленск

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Подъесаул в Ср 07 Янв 2015, 13:56

Уважаемый Oberst! Правила ношения формы, или как мы говорим - справы, существуют и контролируются атаманами разных уровней, в том числе и путём строевых смотров. Что касается нахождения казака в помещении в головном уборе - Вы правы, это не бескультурье, а казачья традиция. Дело в том, что шапка (причём не всякая - установленного образца) - знак обладания казаком юридическим полноправием. Первоначально это был "Клобук со флыком", затем папаха и фуражка. Головной убор снимался во время молитвы, присяги, при выступлении на Кругу и Сходе, при разговоре с пожилой женщиной. В курене фуражка находилась на видном месте и по количеству папах или фуражек можно было сказать сколько тут живет казаков. Фуражку погибшего казака клали под иконы, это означало, что семья находится под защитой Бога и казачьей общины.


_________________
Слава Богу, мы казаки!

Спонсируемый контент

Re: Казачий хутор "Слободской"

Сообщение автор Спонсируемый контент


    Текущее время Вс 22 Окт 2017, 02:19